Условия для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
в МОБУ СОШ №29 г.Сочи им.Героя Советского Союза Нагуляна М.К.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Основная цель — в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- В школе организованы специально предусмотренные и оборудованные помещения — это кабинет психолога, дефектолога и логопеда.. В этих кабинетах, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, проводятся практические занятия.
- В школе функционирует библиотека, являющаяся её структурным подразделением и осуществляющая свою деятельность на основании Положения о школьной библиотеке. В библиотеке имеются периодические издания для учителей и обучающихся. Библиотека имеет беспрепятственный доступ для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, укомплектована учебниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
- В инфраструктуру школы входит физкультурно-спортивная зона, включающая в себя универсальную спортивную площадку. Имеется спортивный зал и зал хореографии. Спортивный зал имеет хорошую материально-техническую базу для выполнения в полном объеме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований.Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
- Школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. По рекомендациям врачебной комиссии и на основании заявления родителей (законных представителей) учащимся организуется индивидуальное обучение на дому с возможностью инклюзивного образования. Вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях;
- В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагоги-психологи, логопеды и дефектологи.
- Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- Вход в образовательное учреждение не нуждается в пандусе, имеется специальный заезд для кресла-коляски. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед входной дверью и в тамбуре соответствуют требованиям, предъявляемым к размерам и расстояниям, для свободного пользования инвалидами-колясочниками. Имеется сменная инвалидная коляска.
- При необходимости, для обеспечения доступа в здание школы, инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
- В школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием. Столовая расположена на 1 этаже и имеется беспрепятственный доступ для инвалидной коляски. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
- Организация охраны здоровья обучающихся, оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется специалистами ГБУЗ «Краевая больница № 4». Медицинский кабинет школы оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с Приложением № 3 приказа Минздрава от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»;
- В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ОО и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база Школы оснащена: электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет; функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет имеется в библиотеке и в компьютерном классе и возможен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники
- Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют;
- В школе не оборудованы санитарные комнаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- При школе нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.