Родителям

Типичные варианты родительского поведения иотношения, стимулирующие позитивное развитие детей·

Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.·

Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьёз.·

Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.·

Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.·

Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.·

Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.·

Я поручаю ребенку посильные заботы.·

Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.·

Я беру ребенка в поездки по интересным местам.·

Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.·

Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.·

Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.·

Я никогда не говорю ребенку, что он хуже или лучше других детей.·

Я никогда не наказываю ребенка унижением.·

Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.·

Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.·

Я регулярно читаю ребенку.·

Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.·

Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.·

Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.·

Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.·

Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел.·

Я никогда не дразню ребенка за ошибки.·

Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.·

Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.·

Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.·

Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.·

Я честен в оценке своих чувств к ребенку.·

Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.·

Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.·

Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.·

Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему всегда.·

Я поощряю в ребенке независимость.

Делайте!·

Радуйтесь вашему сыну, дочке.·

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.·

Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте, внимательно не перебивая.·

Установите четкие и определенные требования к ребенку.·

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.·

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.·

Говорите четко, ясно.· Будьте терпеливы.·

Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».·

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.·

Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.·

Чаще хвалите ребенка.· Поощряйте игры с другими детьми.·

Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.·

Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать).·

Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения книг.·

Не теряйте чувство юмора.

Рекомендации родителям

Не делайте!·

Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.·

Не задавайте слишком много вопросов.·

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.·

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.·

Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».·

Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.·

Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.·

Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.·

Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.·

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками.